Нужно ли школьникам учиться правильной и красивой устной речи? Об этом говорим в эфире "Вестей ФМ" с проректором по науке Института русского языка имени Пушкина, доктором филологических наук Михаилом Осадчим и доцентом кафедры политических и общественных коммуникаций РАНХиГС, кандидатом филологических наук Алексеем Глазковым.
ОСАДЧИЙ: В своей обычной жизни люди могут выбирать ту форму коммуникаций, которая им ближе, но все-таки карьера, социальные лифты, успешность в жизни сегодня неразрывно связаны со способностью выразиться логично, красочно, четко и ясно. И это, пожалуй, не изменилось.
"ВЕСТИ ФМ": Вы считаете, не изменилось? Ведь у нас есть масса людей, публичных людей, которые говорить толком не умеют.
ОСАДЧИЙ: Ну, пожалуй, процент таких носителей языка всегда есть. И задача школы и, впоследствии, высшей школы – снизить такой процент до минимума. В целом, на самом деле, школа всегда учила человека говорить, и устно-речевая коммуникация, устно-речевые навыки являются первичными для человека и формируются до письменной речи. Вы же понимаете, мы осваиваем устную речь до того, как начинаем читать и писать, и это нормально. Но, у современных детей эти этапы развития личности немного смещаются. Современные дети символьную коммуникацию, то есть манипулирование разными изображениями, символами, знаками на планшетах, на смартфонах начинают осваивать собственно раньше, чем речевую символику. Это очень интересный сдвиг антропологического характера.
"ВЕСТИ ФМ": А сейчас уже есть какие-то исследования, как влияет переход на планшеты, компьютеры и т.д. от книги на человека и на его способность к общению? Потому что совершенно очевидно, что печатные издания умирают, газеты уже практически умерли, книги тоже, издательства, наверно, вскоре прекратят свое существование, мы скоро все будем читать с экранов разнообразных. Может быть, это не касается самых маленьких детей и может быть книжки для самых маленьких останутся, которые им будут родители читать. Традиции такие останутся, все остальное совершенно точно уйдет в прошлое и станет раритетом. Как это влияет?
ГЛАЗКОВ: Да, безусловно, есть этот тип чтения, но когда происходит что-то новое, всегда возникает такая ситуация, что мы концентрируемся на этом новом, но не знаем, как это будет входить в нашу жизнь. И часто бывает так, что возникают откаты. И, вполне вероятно, что сегодняшняя немодность читать бумажную книгу через какое-то время превратиться, наоборот, что надо читать бумажную книгу. Более того, я скажу, что среди молодежи есть сейчас такой тренд, такая мода – читать бумажную книгу. Это очень хорошо видно в Европе. Это немножко хуже, на мой взгляд, видно здесь, в России, но у бумажной книги есть своя прелесть, и человек покупает ее, читает. И, кстати, к вопросу о технарях, технари подчас больше оказываются вот такими благодарными читателями и, вполне вероятно, что они-то и будут хотеть читать бумагу в отличие от компьютера, с которого они читают на работе.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
非常好
文本在哪里
地道正宗清晰好听
很清楚
文本不全啊
我耍听中国之声
很有意思
不全啊
被俄语语速折服